GoldZub homepage  
 

Байк

2007 г.

Лето

   Для лета, конечно, нужен хороший велосипед, например, "Merida Matts Pro". Однако, будьте осторожны, т.к. через голову на нем гораздо проще перелететь чем на "Урале". Несколько таких попыток я уже сделал, но, к счастью, без особо серьезных последствий. Возможно, спасала каска (см. картинку). Ох, не зря я в ней постоянно ездил, причем даже в 30-ти градусную жару. Никогда не знаешь, чем может закончиться даже самая безобидная поездка. Одевая ее, каждый раз вспоминаю слышанные как-то данные статистики о том, что большинство смертельных исходов при падении с велосипеда до того, как придумали велосипедные каски, происходило из-за травм головы.

helmet

Зима

   Хочется также поделиться с вами одной тайной. Для себя я ее открыл, в конце 2000 года. Оказывается, что зимой кататься на велосипеде гораздо прикольнее, чем летом. Не легче и удобнее, а именно веселее, и интереснее. Вы можете мне возразить: "Зимой на велосипедах катаются только психи!" Я разовью вашу мысль: "Писать стихи так, как Пушкин никто не может, значит, Пушкин - ненормальный".

(Приятно видеть, что с тех пор моих :) последователей заметно прибавилось.)

   Для повседневных поездок по провинциальному городу вместо байка я отдаю предпочтение старому, доброму "Уралу", хотя и "немного модернизированному". Для того, чтобы были лучше ясны причины, почему я так считаю, позвольте мне сначала пояснить что значит "немного модернизированный" "Урал":

  1. Замена рогатого руля - прямым, чтобы меньше помогать ветру в его вечном труде. (Сначала это покажется неудобным, но после 100 км вы будете удивляться, почему раньше это не сделали).

  2. Замена директорского седла - жестким. Если вы проезжаете несколько десятков км в день, то ваша попа будет выглядеть заметно здоровее.

  3. Установка туклипсов. Ноги в задубевшей обуви не будут соскальзывать с педалей, и попадать в переднее колесо. Как следствие вы будете чувствовать себя заметно увереннее при преодоление неровных участков, а также вам будет намного удобнее крутить педали в быстром темпе.

  4. Замена стандартной  задней звездочки с 18-ю зубьями на звездочку с 26-ю зубьями. Сила ваших мышц увеличится на ((18-26)/18)*100% = 44% :), что, согласитесь, довольно существенно. Вам станет легче забираться в горки и переезжать небольшие снежные заносы. При этом конечно скорость на ровных участках слегка уменьшится, но это не страшно, так как зимой мест, где можно было бы разогнаться, не так уж много.
    Звездочки с большим, чем стандартное числом зубьев, сейчас можно купить в уважающих себя веломагазинах или на барахолках. Я видел, что такие продавались в Курске и в Киеве. 

  5. Шипованные покрышки.

    На некоторые гайки я капал клеем "Момент", чтобы они не открутились. Однако опыт показал, что это лишнее.

    Вариант 1: Купить готовые (см. рис. 0).
    Вариант 2: Прошиповать самим.
       Для шипования вам понадобится на одну покрышку 84, а лучше 166, а еще лучше 252 болтика М3x6 мм, столько же шайб и гаек для таких болтиков, а также старая камера. Из инструментов будут нужны плоскогубцы, отвертка, тиски и кусок остро заточенного гвоздя без шляпки длиной 3 - 4 см и диаметром 3 мм. Лист нержавейки площадью не более ~250 см2 и толщиной 1мм (ниже будет сказано как можно обойтись и без него).
           Методика шипования следующая:
       Изготовьте из нарезанных из нержавейки пластинок размером 9х9 мм квадратные мега-шайбы с загнутыми наружу углами (рис. 1). Сгибать углы удобно с помощью мощных тисков, молотка и металлического бруска 6х6х~30 мм с нарезанной с торца резьбой М3 (рис. 2).
       Зажмите кусок гвоздя плоскогубцами и проткните им покрышку с наружной стороны. Протолкните гвоздь заподлицо с помощью тех же плоскогубцев. Положите покрышку на тиски открытые примерно на 4мм, так чтобы покрышка лежала на губках, а гвоздь находился между губками. Поставьте болтик с надетой на него мега-шайбой на торец гвоздя и протолкните его отверткой вслед за гвоздем (см. рис.3). Наденьте на болтик шайбу и закрутите гайку. Перед установкой шипованной покрышки проложите между камерой и покрышкой старую камеру, разрезанную по внутренней окружности (рис. 4).

       Таких покрышек, при не слишком агрессивном катании по снегу и льду, как показывает опыт, должно хватить более чем на 10000 км. При езде, например, по асфальту, надо иметь в виду, что кроме того, что шипы из незакаленной стали будут быстро стираться, есть опасность того, что шип, зацепившись за что-нибудь жесткое, может повредить покрышку.

  6. Установка мощного фонаря. Зимой рано темнеет и он вам наверняка понадобится. Есть один секрет в том, как можно почти в два раза повысить срок службы батареек, хотя и в ущерб весу. После того как у вас подсядут первый и второй комплекты батарей, соедините их параллельно и опять запитайте лампочку. За счет снижения внутреннего сопротивления такой источник прослужит вам еще довольно долго.

Теперь, я думаю, вам будут лучше поняты причины моего выбора:

  1. Скорости в рукавицах на байке особо не попереключаешь.
  2. Более тяжелый вес "Урала" по сравнению с байком в зимних условиях компенсируется заменой задней звездочки (см. выше пункт 4). Тем более так легче сохранить до весны хорошую осеннюю форму :).
  3. Можно смело оставлять транспортное средство на улице без присмотра, пристегнув его к чему-нибудь обычным замком.
  4. Цена вопроса.

 

Несколько советов для тех кто собирается кататься зимой:

  1. Никогда не выезжайте на проезжую часть. Обязательно грохнетесь, никакие шипы вам не помогут, и не дай бог, чтобы сзади ехала машина... Ездите по тропинкам утоптанным пешеходами. На них даже не шипованные покрышки почти не скользят.

  2. Аккуратно объезжайте прохожих, они ведь тоже в некоторой степени люди :).

  3. Не попадайте в колею.

  4. Старайтесь избегать резких поворотов на голом льду.

  5. Одевайтесь легко. Примерно так же, как когда идете кататься на лыжах. Не забудьте одеть шерстяную шапку с завязками или липучками, чтобы с ушей не сползала (при моей низкой посадке обычная шапка на ушах не держится) и очень теплые рукавицы, иначе пальцы, вцепившееся мертвой хваткой в руль, от недостатка кровообращения будут сильно мерзнуть (у меня, по крайней мере, так происходит, особенно когда я голодный :)).

  6. Не накачивайте очень сильно камеру. Чем слабее она накачана, тем лучше сцепление покрышки с дорогой. Но тут надо знать меру, так как приспущенную камеру легче пробить ободом и, к тому же, по твердой дороге ехать при этом будет заметно тяжелее.

  7. Купите или сшейте наколенники и защиту на голень. Падение зимой с велосипеда, приводит почти к тем же последствиям, что и падение при катании на лыжах, т.е. обычно почти ни к каким, если, конечно, скорость была не слишком высокой и вы не въехали во что-нибудь твердое. Единственный неприятный момент состоит в том, что при этом очень часто вы голенью или коленом ударяетесь об раму, а это даже при слабом ударе довольно болезненно. От ссадин и царапин, которые неизбежны при падении летом (если, конечно, вы не экипированы как настоящий Mountain Biker), зимой вас полностью спасет одежда.

 

О том как я участвовал в лыжных гонках на велосипеде  

   Дело было 17 февраля 2002 года на лыжной трассе базы Алека Тульского, которая расположена около новосибирского Академгородка. Наш Институт ежегодно проводит лыжные соревнования для своих сотрудников. Участвует в них народу немного, обычно, человек 20, причем только процентов 30 из них бегает более-менее быстро. Так как из меня лыжник вообще никакой, а физкультура мне нравится, то в моей безумной голове возникла мысль: почему бы мне не попробовать преодолеть трассу на велосипеде? Я проверил, что трасса, где идут коньковым ходом, велосипед выдерживает. Только проверил я это на небольшом и достаточно ровном участке. В этом, как потом выяснилось, была моя главная ошибка. Ну, значит, нацепил я номер. Объявил, что участвую вне конкурса, в качестве ShowMan-a, хотя, сами понимаете, шоу-мена изображать не собирался, а думал что покажу результат один из лучших. По моим оценкам, я должен был проехать 5 км минут за 15. На самом же деле получилось 23 минуты 20 секунд. :) Позор на мою лысую голову!

   Итак, старт. Первый километр я проехал довольно быстро, почти догнал товарища, который стартовал на 30 сек и пробежал 3 км за 13 минут. Этот участок трассы был более-менее ровный, а дальше началось: подъем - спуск, подъем - спуск, почти до самого конца. Самым неприятным, как ни странно, были спуски. Дело в том, что на велосипеде по самой лыжне, естественно, ехать невозможно. Попав в колею, выехать из нее довольно трудно, держать равновесие - тем более. Единственная возможность - это ехать по тому месту, где идут коньковым ходом. Но с горки коньковым ходом никто, конечно, не едет, все спускаются по лыжне, справа и слева от которой - сугробы. Мне ничего не оставалось делать, как, проваливаясь в снег, сползать с горок по тому месту, где снег слегка утрамбован лыжными палками. Один раз даже через голову перевернулся. Вот это и было настоящее шоу, жаль, зрителей вокруг оказалось мало. В горки тоже было без разгона забираться сложнее, в некоторые я даже на моей зимней передаче 48x26 вытянуть не мог, и приходилось в них просто забегать.

    Такая вот печальная история. Греет душу только то, что летом лыжники эту дистанцию, наверное, и за час бы не прошли.

18 февраля 2002 года.

Используются технологии uCoz